Методический кейс на тему:
"Музыка, которая нравится детям. Творчество В. Гиллока"
Цель: Познакомить и увлечь учащихся музыкой детского композитора В. Гиллока
Задачи:
1. Систематизировать накопленный материал в единое целое;
2. Вовлечь учащихся в данную методическу работу (рисунки, видеозаписи);
3. В помощь учащимся сделать краткий исполнительский и художественный обзор пьес.
Введение
Последнее время музыка детского композитора Виллиама Гиллока звучит всё чаще. Эта музыка, в которую и взрослые, и дети влюбляются с первых нот! Музыка В. Гиллока отличается яркой образностью, трогательной простотой и свежестью. Это именно та музыка, которую дети разучивают с большим желанием и удовольствием. Небольшие пьесы с яркими образными названиями хорошо запоминаются, понятны и доступны. Каждая пьеса направлена на решение определённой технической задачи и закрепления полезных пианистических навыков, которые в дальнейшим откроют для нас двери уже к более развернутым фортепианным произведениям.
Презентация "Вильям Гиллок. Романтик XX века" (скачать презентацию)
Ссылки для скачивания нот:
24 лирические прелюдии в романтическом стиле
Плывущие облака
Рисунок Таракановой Варвары, 3 класс
Пьеса для начинающих музыкантов (1-2 классы), с которой можно начинать знакомство с музыкой кантиленного характера. Неторопливое изложение одноголосной мелодии, которое чередуется с аккордовой фактурой, напоминает нам о плавно движущихся облаках. В этой пьесе решаются следующие исполнительские задачи: плавное движение мелодии "из руки в руку" исполняется без толчков клавиш; перекрещивание рук; исполнение технически сложного, но интересного приёма «арпеджиато». Здесь важно обратить внимание, что все звуки в арпеджиато играются поочередно, равномерно и «без провалов», будто подражают звучанию арфы. Для этого необходимо заранее приготовить необходимые клавиши (аккорд) и не размахивать руками. Использование запаздывающей педали помогает нам в раскрытии художественного образа, раскрашивает произведение красочными тонами.
Французская кукла
Рисунок Шишкиной Полины, 3 класс
Эта мелодичная пьеса предназначена для учащихся 1-2 классов. Форма пьесы представляет собой однотональный период повторного строения. Гармонический и мелодический язык прост и понятен, встречаются подголоски. В пьесе угадывается жанровая основа – вальс (3/4). Воздушность, хрупкость кукольного образа достигается с помощью звучания мелодии в высоком регистре, преобладания невысокого уровня громкости (р, рр). В этой пьесе исполнительские задачи практические такие же, как и в предыдущей.
Стрекоза
Эта виртуозная пьеса, не смотря на свою текстовую доступность, имеет ряд непростых технических задач. Пьесу могут исполнить учащиеся 2-3 классов, у которых есть природная скорость и беглость пальцев. В произведении важно добиться легкого звучания клавиш, как бы передавая образ «жужжания» крыльев стрекозы. Техническую сложность представляют и восходящие пассажи, в которых нужно добиться точного попадания (броска) слабого 5-го пальца. Для того, чтобы руки не уставали, необходимо поработать над сбрасыванием напряжения рук на опорных точках, которые приходятся на первую и вторую доли произведения.
Настроение лунного света
Рисунок Файт Софии, 2 класс
Эта красивая романтическая миниатюра мечтательного характера открывает перед нами удивительный мир музыкальных образов. Светлая, чистая и прозрачная фактура, изложенная терциями, напоминает нам «Лунный свет» французского композитора – импрессиониста К. Дебюсси. Как и другие пьесы В. Гиллока, сочинение довольно компактное и имеет ясное изложение музыкального языка, но в то же время имеет определенные сложности исполнения в звуковом отношении, в постоянном слуховом контроле.
Призрачный всадник
Рисунок Сапожникова Михаила, 3 класс
Интересное произведение концертного плана, которое с удовольствием играют мальчишки. Для создания соответствующего образа композитором используются фактурные и ритмические противопоставления, задействование всего регистрового пространства, контрастная динамика, смелые гармонические модуляции. Важную роль играет педаль, которая выполняет в этом произведении звукокрасочную, формообразующую и регистровую функции. Пьеса изложена в тональности соль-диез минор и данный момент может представлять некоторую трудность. Однако изложение музыкального материала позиционное, и большей частью партии обеих рук дублируются. Композитор использует приём «перекрещивания рук», что добавляет в исполнение этого произведения некоторого концертного размаха и творческой свободы.
В старой Вене
Рисунок Тепляковой Лилианы, 6 класс
Пьеса изложена в форме периода повторного строения с большим заключением. Жанровая основа – вальс. Пианистически произведение изложено достаточно удобно. Желательно сразу выучить мелодию в подвижном, «вальсообразном» темпе. Это нужно для того, чтобы в сознании исполнителя закрепился определённый пульс музыкального движения. Кульминация вынесена в конец и звучит ярко за счёт интересной гармонизации (низкая VI ступень) и взлетающих вверх пассажей. Педаль достаточно аккуратная.
Фламенко
Эта эффектная пьеса концертного плана предназначена для учащихся 2-3 классов. Произведение исполняется в подвижном темпе и имеет ярко выраженный испанский характер. Активной и стремительной первой части противопоставляется лирическая вторая часть (cantabile) с выразительной мелодией и с речитативом за счет выписанных в ней фермат. Третья часть – это по сути первая часть с небольшими изменениями. Структура изложения в третьей части не меняется, что делает эту пьесу еще более доступной для исполнения.
Осенний эскиз
В пьесе перед нами стоят задачи, присущие кантиленной музыке: певучий звук, слушание длинных нот, работа над аккомпаниментом и выразительным интонированием мелодии, педалью.
Преподаватель филиала "Култаевская ДШИ"
Т. А. Файт