Основная цель Детской школы искусств – это формирование высокоразвитой, социально-адаптированной личности, хорошо ориентирующейся в современных условиях. Детское творчество имеет воспитательную ценность, необходимую в раннем возрасте для всех детей без исключения. Трудно переоценить роль преподавателя дополнительного образования в учебно–воспитательном процессе. В значительной мере формирует взгляды преподавателей ДШИ, убеждения, потребности, вкусы и идеалы у детей и подростков, воспитывает их характер, содействует пробуждению активного интереса к искусству, подготавливает к практической творческой деятельности. Школа искусств, которая дает художественное образование, эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие детям, учит играть на музыкальных инструментах, рисовать, танцевать, выявляет одаренных детей, при этом решая проблему занятости детей. Наряду с вышеперечисленным ДШИ вносит большой вклад в развитие здорового образа жизни.
Обучающиеся ДШИ, как правило, более рационально планируют свое время, их успеваемость значительно выше в обеих школах в сравнении с одноклассниками, которые не имеют дополнительной учебной работы. Школа искусств заметно повышает уровень общего культурного развития учащихся и воспитывает их творческую активность.
Общедоступность и адаптивность системы дополнительного образования к уровням и особенностям развития учащихся является одним из основополагающих и ведущих принципов, положенных в основу деятельности ДШИ. Школа принимает детей с 6-7 лет и с разными способностями. Кто-то хорошо поет, у кого-то лучше получаются ритмические задания, кто-то быстро может различить звуки по высоте, кто-то неплохо рисует. Одна из задач школы: развитие этих способностей.
Работая в музыкальном направлении для детей младшего школьного возраста акцент ставится на изучение предметов, способствующих накоплению эмоционального музыкального опыта. Начальному обучению в школе необходимо сочетать в себе все элементы развития будущего музыканта: воспитание внутреннего слуха ребенка, умение слушать то, что он играет, развивать его вкусы, творческое мышление, учить его с первых же шагов мыслить и играть на каком– либо инструменте.
При возросшей активности и самостоятельности, большее внимание уделяется раскрытию творческих задач обучающихся старшего возраста. Безусловно, музицирование способствует более разностороннему развитию музыкального мышления, расширению опыта восприятия, формированию музыкального вкуса и исполнительских навыков. Научить ребенка не только профессионально–игровым особенностям исполнения, но и творчески подходить к выполнению любого задания – задача особая, благодаря ее успешному решению ученик в будущем сможет социализироваться в современном обществе.
Одна из важнейших задач преподавателей школы искусств- вовлечь родителей в процесс обучения. Задействованные силы в проведении различных мероприятий, в которых были бы в равной степени не только преподавателей и обучающихся, но и родителей, дает ощущение значимости своего труда каждому ребенку, дополняет и усиливает педагогическое воздействие. В детской школе искусств используются формы взаимодействия с родителями: личное общение и консультации, собрания, лекции, концерты, совместные посещения концертов. В коллективных мероприятиях может в полной мере проявиться сотрудничество школы и семьи, способствующие созданию духа культуры и творчества.
Основное и дополнительное образование детей не должны существовать друг без друга; ведь цель у всех педагогов одна – подготовить растущего человека к жизни в обществе. Дополнительное образование детей - исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.
Главной задачей ДШИ является развитие творческих способностей. Это может быть: придумать мелодию на текст, подобрать аккомпанемент (сопровождение) к песне; у художников – это нарисовать рисунок на заданную тему.
Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством детей: эти знания для учащихся личностно значимы. Через эти знания они открывают мир и находят свое место в нем.
Воспитание современного гражданина России, который мог бы стать творцом и хранителем новых ценностей, лучших традиций и, который был бы готов к сознательному участию в строительстве будущего своей страны - это наше общее дело.